Новости
Прекращение производства по делу о банкротстве должника не препятствует рассмотрению заявления кредитора об установлении требований, связанного с отменой но новым обстоятельствам определения о включении его требований как обеспеченных залогом ввиду недействительности залоговой сделки. При возбуждении нового дела о банкротстве заявление кредитора подлежит рассмотрению в новом деле.
Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2023 г.
Законодательством не предусмотрено право обращать взыскание на социальную пенсию, установленную ребенку-инвалиду, по долгам опекуна. Отсутствие номинального счета само по себе не меняет природы пенсии ребенка-инвалида, на которую нельзя обратить взыскание.
Недопустимо инициирование банкротства и использование институтов банкротства для разрешения корпоративных конфликтов и достижения иных целей, не предусмотренных законодательством о банкротстве. Игнорирование кредитором возможности быстрого погашения долга, обеспеченного залогом и поручительством, указывает на злоупотребление правом. Суд необоснованно ограничил возможности ответчика по предоставлению доказательств.
С точки зрения конкурсной массы контролирующего лица, очередность удовлетворения в деле о банкротстве подконтрольной организации между кредиторами, получившими на свое имя исполнительные листы против субсидиарного должника, не имеет правового значения. Законом не установлена субсидиарная ответственность за уклонение от передачи конкурсному управляющему документации, такое уклонение лишь образует презумпцию. Для квалификации обязательств о привлечении к субсидиарной ответственности в качестве текущих правовое значение имеет момент причинения вреда, то есть не период нарушения, касающегося сокрытия документации, а момент совершения противоправных действий (бездействия), ставших необходимой причиной банкротства.
Периодические платежи по кредитному договору, заключенному до возбуждения не дела о банкротстве, не являются текущими обязательствами, так как не связаны с периодическим двусторонним встречным предоставлением (в отличие, например, от коммунальных платежей). Освобождение гражданина после завершения процедуры банкротства от дальнейшего исполнения непогашенных личных денежных обязательств влечет освобождение и от общих денежных обязательств супругов. Бывший супруг не вправе требовать от супруги в порядке регресса возмещения части произведенной им после завершения процедуры банкротства оплаты по кредитному договору.
Реституционное требование к покупателю имущества в подозрительной сделке не препятствует кредиторам требовать возмещения вреда вследствие вывода активов. В случае совершении супругой должника подозрительной сделки с общим имуществом и при невозможности его возврата ввиду последующей продажи, взысканию солидарно с супругов подлежит половина стоимости имущества. Бывшая супруга вправе оставить за собой вторую половину денежных средств, если не установлена ее ответственность по общим обязательствам супругов.
Вывод о текущем или реестровом характере обязательства перед кредитором, с учетом того, что оказанные кредитором услуги (подключение объекта к сетям) представляют сложный комплекс последовательных организационных и технических действий, в том числе по подготовке и согласованию соответствующей документации, не может быть сделан в отсутствие первичной документации и переписки сторон, подтверждающих соблюдение всех предусмотренных законодательством и договором процедур.
При выборе кредитором уступки части требования в размере непогашенной перед ним задолженности в качестве способа распоряжения субсидиарной ответственностью должник и контролирующие лица (субсидиарные ответчики) продолжают солидарно нести ответственность до полного погашения его требования кредитора. Кредитор сохраняет право на денежные средства, поступившие в конкурсную массу после выбора способа распоряжения.
Поведение ответчика, уклоняющегося от участие в соре о привлечении его к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидированного общества, обязанного действовать в интересах контролируемого лица и кредиторов, в том числе формировать и сохранять информацию о хозяйственной деятельности должника, раскрывать ее при предъявлении в суд требований о возмещении вреда, причиненного доведением должника до объективного банкротства, давать пояснения относительно причин неисполнения обязательств перед кредитором и прекращения обществом хозяйственной деятельности, является недобросовестным процессуальным поведением, препятствующим осуществлению права кредитора на судебную защиту, которое привело к невозможности полноценной проверки доводов истца о причинах неопроведения расчетов с кредитором до исключения из ЕГРЮЛ, в связи с чем невозможность осуществления расчетов с кредитором по вине контролирующего лица презюмируется, а вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска не может быть признан правомерным.