Поиск по сайту

Новости

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2024

Признан незаконным отказ в представлении финансовому управляющему копий документов, на основании которых совершены регистрационные действия по снятию с учета транспортного средства должника. Документы, связанные с изменением состояния имущественной массы должника, безусловно необходимы для осуществления возложенных на него обязанностей финансового управляющего, фактически являющемуся законным представителем физического лица, которому могут быть предоставлены документы и сведения в объеме, по крайней мере, не меньшем, чем тот, который вправе запросить гражданин лично. Разрешая вопрос о раскрытии информации, субъект, осуществляющий ее хранение, по внешним признакам, применительно к стандарту разумных подозрений проверяет, соотносится ли испрашиваемая информация с целями и задачами деятельности по формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов. Если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, субъект обязан удовлетворить запрос. Иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2024

Освободив контролирующее лицо от обязанности опровергнуть свою причастность к доведению общества до банкротства при рассмотрении спора о привлечении его к субсидиарной ответственности после прекращения производства по делу о банкротстве, суды безосновательно возложили это бремя на кредитора, объективно лишенного доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности должника. Отсутствие документов первичного учета объективно препятствует установлению достоверных сведений о финансово-хозяйственной деятельности должника и о его активах. Несостоятельно утверждение, что истец не обозначил активы должника и необходимые документы. Суд определяет предмет доказывания и распределяет между сторонами бремя доказывания обстоятельств спора таким образом, чтобы оно было потенциально реализуемым исходя из объективно существующих возможностей в собирании тех или иных доказательств. Недопустимо возлагать на сторону обязанность доказывания определенных обстоятельств в ситуации невозможности получения ею доказательств по причине нахождения их у другой стороны спора, недобросовестно их не раскрывающей.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2024

Акционер одновременно с внесением вклада в имущество общества (банка) принял на себя повышенный риск его утраты на случай банкротства. В преддверии банкротства возврат вклада не мог быть осуществлен до расчетов с независимыми кредиторами (следует различать заемное и корпоративное финансирование). До заключения сделки обратной передачи права на вклад акционер должен проявить большую осмотрительность при проверке финансового состояния общества по сравнению с обычными контрагентами. Владение миноритарным пакетом не означает, что акционер не должен был знать об ущемлении интересов кредиторов. Безвозмездная передача акционерами вкладов в имущество, как правило, направлена на преодоление кризиса, и, если акционер знал о начале кризиса и участвовал в общих мероприятиях по его преодолению, предполагается, что он получал информацию о динамике реального имущественного состояния должника - бремя опровержения этих утверждений лежит на акционере. Возникновение кризисной ситуации, ее развитие и переход в стадию объективного банкротства, как правило, не происходят одномоментно. Неверен вывод о том, что признаки банкротства у банка возникли не ранее дня отзыва лицензии, что означало бы формирование кризиса в течение одного дня либо по вине временной администрации.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2024

Субординация (понижение очередности удовлетворения) требования предоставившего компенсационное финансирование лица подразумевает сохранение на стороне кредитора материального права требования к должнику, не являющегося корпоративным, и всех прав, предоставляемых участвующему в деле о банкротстве лицу, включая право на инициирование процедуры банкротства должника.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2024

Вопрос об индексации ранее присужденных денежных сумм, подлежащих включению в реестр требований должника, должен рассматриваться в деле о банкротстве. Иное приводило бы к ущемлению прав одних кредиторов перед другими, предполагая, что они получат разную защиту от инфляционных процессов. Индексация включенных в реестр требований к текущим платежам не отнесена.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2024

Лица, на которые распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве и начисление неустойки, не обязаны доказывать свое тяжелое материальное положение для освобождения от ответственности в период действия моратория. Опровержение презумпции освобождения от ответственности возможно лишь в исключительных случаях и при исчерпывающей доказанности соответствующих обстоятельств. Сами по себе доказательства наличия у ответчика активов, платежеспособности, деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, в отсутствие доказательств злоупотребления правом, не могут служить основанием для отказа в применении моратория.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2024

При предъявлении кредитором к контролирующему лицу требования о возмещении убытков по корпоративным основаниям в части размера, превышающего размер требований кредиторов должника в реестре и за реестром, требование направлено на нивелирование потерь должника, заявлено в интересах лиц, обладающих правом на получение ликвидационной квоты и ответчик стал одновременно взыскателем и должником по иску о взыскании убытков, что недопустимо - отсутствует субъект, чей правомерный интерес подлежит защите, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в заявленном размере. Не рассмотрены возражения ответчика по существу предъявленных требований - на момент совершения платежей в его пользу финансовое состояние должника не отвечало признакам неплатежеспособности. Вопрос вступления в спор других бывших участников должника судами не рассматривался.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2024

Процедура передачи имущества и обязательств застройщика фонду развития или региональным фондам - это реабилитационный план, направленный на завершение строительства многоквартирного дома и передачу гражданам - участникам строительства помещений в этом доме. Фонды выступают организационно-правовой формой использования публичных финансовых ресурсов для содействия гражданам, приобретшим жилые помещения, в разрешении кризисной ситуации, возникшей при банкротстве застройщика. Расторжение договора долевого участия не изменяет статус участника строительства и влечет отсутствие обязанности по передаче жилого помещения в натуре, такие участники должны получить от фонда возмещение рыночной стоимости помещений на момент выплаты.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2024

Описание индивидуально-определенных характеристик предмета залога само по себе не исключает вариант, когда в залог передается товар в обороте. Имеют значение признаки, характеризующие положение товара (статичное или динамичное): оставление этого товара у залогодателя, наличие у него права изменять состав в натуральную форму заложенного имущества в пределах оговоренной в договоре стоимости. Определение индивидуальных характеристик части автомобилей, реализуемых должником в процессе хозяйственной деятельности, не обособило их от иных автомобилей в обороте. Предметом залогов двух банков были одни товары в обороте, имеет место последовательность залогов, их старшинство определяется по дате раскрытия информации о залоге в публичном реестре.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2024

Действующий Порядок проведения открытых торгов в электронной форме снял с организатора торгов в процедурах банкротства обязанность по проверке сведений о том, является ли сделка по итогам торгов крупной для претендента. Возложение на конкурсного управляющего обязанности по оценке сделки на предмет наличия корпоративного одобрения, сбора и анализа дополнительных документов, т.е. предъявление дополнительных требований к составу документации, прилагаемой к заявке участника, противоречит существу регулирования порядка проведения торгов в банкротстве и может привести к злоупотреблениям со стороны недобросовестных участников конкурсных процедур, осознающих наличие возможности "на крайний случай" оспорить сделку, что не может быть признано допустимым. В связи с нарушением победителем торгов, оспаривающим торги в силу пороков корпоративного одобрения, договора купли-продажи по результатам торгов (неоплатой полной стоимости договора), задаток возврату не подлежит.


Личный кабинет
00:00