Поиск по сайту

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2023

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2023 N 4-КАД22-34-К1
Аналогичная позиция выражена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2023 N 47-КАД22-7-К6

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Московской области обратилась в Орехово-Зуевский городской суд Московской области с административным исковым заявлением о взыскании с Иванова С.Ф. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 г. и соответствующих пеней на общую сумму 40 710,94 руб.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 4 марта 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 8 июня 2022 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 августа 2022 г., административное исковое заявление удовлетворено.
Разрешая заявленные требования, суды исходили из того, что административный ответчик, будучи зарегистрированным в этот период в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком страховых взносов, обязанность по их уплате во взыскиваемом размере не исполнил, порядок и сроки взыскания задолженности налоговым органом соблюдены.
Доводы Иванова С.Ф. об отсутствии у него статуса индивидуального предпринимателя с момента принятия решения Арбитражного суда Московской области от 8 декабря 2017 г. о признании его банкротом суды посчитали основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку из содержания данного решения следует, что Иванов С.Ф. банкротился как гражданин, а не как индивидуальный предприниматель. Государственная регистрация Иванова С.Ф. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена лишь 28 декабря 2020 г. на основании решения налогового органа о признании индивидуального предпринимателя недействующим; заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Иванов С.Ф. в налоговый орган не направлял.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Иванов С.Ф. просит отменить принятые по делу судебные акты, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 9 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ) государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 статьи 22.3 названного федерального закона.
Так, в пункте 10 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что в случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу судебного акта.
Данной норме корреспондируют требования пункта 1 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которыми с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Федеральный законодатель закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", возбуждение и рассмотрение одновременно двух дел о банкротстве такого лица - как гражданина и как индивидуального предпринимателя - не допускается.
Следовательно, с момента принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и решения о введении реализации имущества гражданина последний утрачивает статус индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 8 декабря 2017 г. Иванов С.Ф. признан банкротом с открытием в отношении его процедуры реализации имущества и, следовательно, с этого момента его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в силу закона.
Само по себе наличие в ЕГРИП записи о том, что Иванов С.Ф. является индивидуальным предпринимателем, и отсутствие у налогового органа сведений о принятом решении о признании его банкротом не могут возлагать на административного ответчика, не относящегося к лицам, поименованным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате страховых взносов.

Все новости

Личный кабинет
00:00