Определением Верховного Суда РФ от 29.06.2020 N 301-ЭС20-3138 по делу N А38-11047/2018 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом "Реал Эстейт Сервис" в инспекцию представлена декларация за полугодие 2017 года, согласно которой начислен, удержан и оплачен НДФЛ в размере 195 831 рубль.
Впоследствии заявителем представлена уточненная декларация, в соответствии с которой сумма налога, заявленная к уплате, была уменьшена на НДФЛ, начисленный с дохода, выплаченного индивидуальному предпринимателю Одинцовой Н.Н. (арендодателю) по заключенному с нею договору аренды помещения.
Уменьшая налоговые начисления, заявитель сослался на то, что денежные средства, поступающие на расчетный счет предпринимателя после признания его несостоятельным (банкротом) в установленном порядке, с введением в отношении нее процедуры реализации имущества, не могут быть отнесены к доходам физического лица в понимании статьи 41 Налогового кодекса, и, как следствие, не могут быть признаны объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.
По результатам камеральной проверки уточненной декларации оспариваемым решением налогового органа обществу начислен НДФЛ в соответствующей сумме, а ввиду уплаты данного налога в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказано.
Инспекция пришла к выводу о том, что с момента признания предпринимателя несостоятельным (банкротом) правоотношения общества с Одинцовой Н.Н. по договору аренды не прекратилось. В этой связи общество, как налоговый агент обязано было удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с сумм денежных средств, уплаченных им по названному договору после введения в отношении предпринимателя процедуры банкротства.
Вышестоящим налоговым органом позиция инспекции поддержана.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались положениями Налогового кодекса, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при оценке обстоятельств дела и доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
Суды согласились с позицией налогового органа о том, что освобождение от обложения НДФЛ доходов предпринимателя, признанного банкротом, от сдачи в аренду имущества, налоговым законодательством не предусмотрено. Кроме того, поступающие от налогового агента (арендатора) денежные средства являются доходом предпринимателя (гражданина-должника) и могут быть направлены на погашение его задолженности перед кредиторами.